Мы в социальных сетях:
contact phonecontact phone contact phonecontact phone

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Правила поведения при землетрясении

При первых толчках землетрясения
Выключите газ, воду и электричество. Если землетрясение малой силы, лучше переждать его там, где вы находитесь. При более сильном землетрясении (сила толчков составляет пять и выше баллов) если вы находитесь в помещении на втором этаже и выше не покидайте помещение. Встаньте в безопасном месте у внутренней стены, в углу, в дверном проеме, у опорной колонны, лягте в ванну. Залезьте под кровать или стол — они защитят вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Не пользуйтесь лифтом.
Если вы находитесь на улице, отойдите на открытое место подальше от зданий и линий электропередач, не подходите к оборванным электрическим проводам. Не бегайте вдоль зданий и не входите в них.
Если вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, не покидая автомобиль, пока толчки не прекратятся.
Помните: во время землетрясения очень редко причиной человеческих жертв бывает движение почвы. Главными причинами несчастных случаев при землетрясении являются:
• обрушение отдельных частей зданий;
• падение битых стекол;
• оборванные электропровода;
• падение тяжелых предметов в квартире;
• пожары;
• неконтролируемое поведение людей при панике.

После землетрясения:
Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся.
Освободите пострадавших из завалов, если для этого не требуется дополнительного снаряжения.
Включите радиоприемники.
По мере возможности перекройте водопровод, газ и отключите энергоснабжение.
Не пользуйтесь открытым огнем.
Будьте осторожны, покидая помещение, где вы находились во время землетрясения.
Держите включенным радио, слушайте сигналы служб.

Не подходите к явно поврежденным зданиям и не входите в них. Будьте готовы к повторным толчкам, наиболее опасными считаются в этом отношении первые два-три часа после землетрясения, хотя они могут случиться и через несколько суток, недель и даже месяцев. Чем больше времени прошло со времени первого землетрясения, тем меньше вероятность повторных толчков.
Синдром длительного сдавливания, так называемый крэш-синдром — одна из самых опасных травм. При длительном воздействии тяжелых предметов: обломков строительных конструкций, стволов упавших деревьев, массивной мебели и тому подобного — на руку или ногу человека, кровоток в конечности прекращается. Это ведет к нарушению обмена веществ в организме человека. Последствия крэш-синдрома нередко связаны с ампутацией.
Определив, что у пострадавшего есть признаки проявления синдрома длительного сдавливания, осмотрите пострадавшего; дайте обезболивающее средство; выше места сдавливания наложите жгут; освободив пострадавшего, согрейте его. Помните, нельзя терять ни минуты. Срочно доставьте человека в больницу.

Обрушение здания
Полное или частичное внезапное обрушение здания — это чрезвычайная ситуация, возникающая по причине ошибок, допущенных при проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации.
Обрушению часто может способствовать взрыв, являющийся следствием террористического акта, неправильной эксплуатации бытовых газопроводов, неосторожного обращения с огнем, хранения в зданиях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ.
Внезапное обрушение приводит к длительному выходу здания из строя, возникновению пожаров, разрушению коммунально-энергетических сетей, образованию завалов, травмированию и гибели людей.

Предупредительные мероприятия
Заранее продумайте план действий в случае обрушения здания и ознакомьте с ним всех членов своей семьи. Разъясните им порядок действий при внезапном обрушении и правили оказания первой медицинской помощи.
Обязательно имейте и храните в доступном месте укомплектованную медицинскую аптечку и огнетушитель. Ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости и другие опасные вещества держите в надежном, хорошо изолированном месте. Не допускайте нахождения в квартире без надобности газовых баллонов. Знайте расположение электрических рубильников, магистральных газовых и водопроводных кранов для экстренного отключения электричества, газа и воды.
При малейших признаках утечки газа перекройте его доступ в квартиру, проветрите помещение и сообщите в службу «Горгаз» по телефону 104. Категорически запрещается пользоваться открытыми источниками огня, электровыключателями и электробытовыми приборами до полного выветривания газа.
Не загромождайте коридоры здания, лестничные площадки, аварийные и пожарные выходы посторонними предметами. Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки.

Как действовать при внезапном обрушении здания
Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, не пользуйтесь лифтом, так как он в любой момент может выйти из строя. Пресекайте панику, давку в дверях при эвакуации, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, перейдите на открытое пространство. Если вы находитесь в здании, и при этом отсутствует возможность покинуть его, то займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса. Если с вами дети, укройте их собой. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие, ободряйте присутствующих. Держитесь подальше от окон, электроприборов, немедленно отключите воду, электричество и газ. Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его. Используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа.

Как действовать в завале
Дышите глубоко, не поддавайтесь панике, сосредоточьтесь на самом важном, пытайтесь выжить любой ценой, верьте, что помощь придет обязательно. По возможности окажите себе первую медицинскую помощь. Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос. Помните, что человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение длительного времени, если не будет бесполезно расходовать энергию. Поищите в карманах или поблизости предметы, которые могли бы помочь подать световые или звуковые сигналы (например, фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь внимание). Если единственным путем выхода является узкий лаз — протиснитесь через него. Для этого необходимо расслабить мышцы и двигаться, прижав локти к телу.

Как оказать первую медицинскую помощь?

Отсутствие элементарных знаний по вопросам первой медицинской помощи у оказавшихся рядом людей, иногда близких родственников, знакомых или друзей может привести к ухудшению состояния здоровья пострадавшего. 

Основная цель первой медицинской помощи - спасение жизни пострадавшего. Главное - научиться правильно действовать в первые секунды после обнаружения пострадавшего, чтобы сохранить ему жизнь до прибытия врачей. Следующие рекомендации помогут Вам правильно оказать первую помощь и себе, и другим. 

Удалите пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай; устраните опасные для жизни пострадавшего состояния (шок, асфиксию, кровотечение); установите степень повреждений, возможность транспортировки; перенесите в защищенное, удобное для оказания медицинской помощи место; окажите первую помощь.

Правила определения реакции зрачка на свет

Приподнимите большим пальцем верхнее веко, посмотрите на зрачок. Если зрачок остается широким после попадания на него света, следует сделать вывод об отсутствии реакции зрачка на свет. В темное время суток определить реакцию зрачков на свет можно с помощью электрического фонарика.

Правило определения пульса на сонной артерии

Расположите четыре пальца на шее пострадавшего. Расположенные между кивательной мышцей и хрящами гортани, пальцы осторожно продвиньте вглубь, стараясь почувствовать удары пульса.

Наружное кровотечение

При наружном кровотечении (капиллярном или венозном) на руке или ноге наложите стерильную повязку и потуже ее прибинтуйте (давящая повязка) или хорошо притяните ватно-марлевый тампон к ране с помощью лейкопластыря. Повязка должна состоять из нескольких слоев ваты и марли. Следите за тем, чтобы не перетянуть конечность слишком сильно (до посинения кожи ниже повязки). Давящая повязка позволяет остановить кровотечение из небольших артерий.

Артериальное кровотечение

При артериальном кровотечениипроведите пальцевое прижатие артерии, наложение кровоостанавливающего жгута или форсированное сгибание конечности. Прижатие артерии пальцем или кулаком обеспечивает почти мгновенную остановку кровотечения на 10—15 минут, потом руки начинают уставать, и давление ослабевает. Сразу же после прижатия артерии используйте кровоостанавливающий жгут. Нельзя накладывать жгут на голое тело. Кожа должна быть расправлена (без складок), оберните участок конечности полотенцем (марлей). Направление туров (витков жгута) выполняйте снизу вверх, туры не должны перехлестываться. Туго накладываются два первых тура, последующие туры без натяжения. Если кровотечение продолжается, снимите жгут и наложите вновь, отступив выше места его первоначального наложения. Давление на конечность должно быть достаточным для прекращения кровотечения, но не вызывающим полного обескровливания конечности. После наложения жгута надежно прикрепите к нему записку с указанием времени, даты наложения, фамилии и должности спасателя. Жгут может накладываться на конечность не более чем на 1,5 - 2 часа, а в холодное время года – 0,5 - 1 час. Периодически через 30 - 60 минут жгут следует ослабить, распустить на несколько минут (на это время пережать сосуд выше жгута пальцем), помассировать (легко) борозду от жгута. Общее время наложения жгута не должно превышать двух часов.

При отсутствии фабричного жгута его можно заменить импровизированным – резиновой трубкой, галстуком, ремнем, поясом, платком, бинтом и т.п.; не используйте проволоку.

Техника проведения искусственной вентиляции легких  способом «изо рта в рот»: правой рукой обхватите подбородок так, чтобы пальцы, расположенные на нижней челюсти и щеках пострадавшего смогли разжать и приоткрыть его губы; левой рукой зажмите нос; запрокиньте голову пострадавшего и удерживайте ее в таком положении до окончания проведения вдоха; плотно прижмитесь губами к губам пострадавшего и сделайте в него максимальный выдох. Частота вдувания 18-20 раз в минуту. При неэффективности второго «вдоха» необходимо приступить к непрямому массажу сердца.

Непрямой массаж сердца

Перед тем как начать искусственное дыхание, необ­ходимо обеспечить проходимость верхних дыхательных путей путем запрокидывания головы назад. Подложите под плечи валик (скатку из одежды); пальцем, обернутым тканью, очистите рот пострадавшего от сгустков крови, слизи, других инородных тел (обломков зубов, зубных протезов),; расположите ладонь выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего; переместите центр тяжести на грудину и проводите непрямой массаж сердца прямыми руками; надавливайте и продавливайте грудную клетку на 3 - 4 см с частотой не реже 80 – 100 раз в минуту; каждое следующее нажатие следует начинать только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение. Оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов должно составлять 30х2, независимо от количества участников реанимации.

Что делать при возникновении пожара?

Внезапно начавшийся пожар может застать людей врасплох. В этой связи, в каждом доме рекомендуется разработать план эвакуации при пожаре. 

Для того, чтобы создать более безопасную обстановку дома (квартиры), вы должны регулярно выполнять следующие рекомендации по эвакуации на случай пожара: 

            1. 1.      Вы должны знать дополнительные возможные пути эвакуации из каждой комнаты. 
            2. 2.      Эвакуируясь из горящего дома, закрывайте за собой внутренние двери. 
            3. 3.      Договоритесь о месте сбора снаружи. 
            4. 4.      Позаботьтесь о том, чтобы ваши окна и двери можно было, при необходимости, быстро открыть. 
            5. 5.      Если дома возникнет пожар, то не теряйте времени. ДОРОГА КАЖДАЯ СЕКУНДА. 
            6. 6.      Немедленно эвакуируйтесь и позвоните по номеру 101. 
            7. 7.      Если вы выбрались из дома, то ОСТАВАЙТЕСЬ СНАРУЖИ, ни в коем случае не возвращайтесь в горящее здание. 
            8. 8.      При составлении плана эвакуации не забудьте учесть особые потребности детей, пожилых людей и инвалидов. 

Помните, что в дыму будет трудно ориентироваться и что видимость будет ограниченной. 

Во время сна вы не почувствуете запаха дыма, так как от дыма вы будете спать еще крепче. Меры пожарной безопасности важны для всей семьи, и соответствующая подготовка может предотвратить трагедию. Для своевременного информирования о пожаре в Вашем доме (квартире) рекомендуется установить пожарные извещатели.

ПРИ ПОЖАРЕ ЗВОНИТЕ «101»

Рекомендации населению при чрезвычайных ситуациях

Что надо делать при чрезвычайной ситуации  в первую очередь?

1. Сохраняйте спокойствие

Обдумывайте свои действия и не предпринимайте  необдуманных шагов. Соберитесь с мыслями, размышляя о дальнейших своих шагах.

2. Составьте личный план реагирования

Ознакомьтесь с районом вашего пребывания, выясните, какие катаклизмы случаются здесь регулярно, и составьте план чрезвычайных действий в самых общих чертах. Тогда при реальной ЧС вам останется только внести в него коррективы, необходимые на данный  момент.

3. Избегайте "принципа домино"

Не пытайтесь разложить все по полочкам и расписать по мелочам (оставьте такое занятие параноикам). В вашем плане должны содержаться самые общие вещи:

  • Где будете укрываться в случае опасности.
  • Каким путем будете эвакуироваться, если оставаться на месте нельзя.
  • Какие есть еще пути отступления, если первый намеченный окажется забло­кирован.
  • Как будете эвакуироваться - на машине, лодке или иначе. Как поступите, если машина сломалась в неподходящий момент.
  • Какие вещи у вас должны быть под рукой, если придется укрываться в доме или ином убежище.
  • Какие вещи возьмете с собой при эвакуации.

Этих шести пунктов, как правило, достаточно, чтобы иметь представление о необходимых действиях и составить комплект необходимых вещей.

4. Подготовьте Комплект первой необходимости (а лучше два комплекта)

  • Аптечку первой помощи.
  • Консервированные продукты в банках и питьевую воду в пластиковых бутылках (можно еще банку кофе и пачку чая, коробочку с солью).
  • Транзисторный приемник и электрический фонарик.
  • Комплект запасных батареек для приемника и фонарика.
  • Спички в герметичной коробке, зажигалку, бумагу на случай разжигания костра.
  • Инструменты и столовые принадлежности - хотя бы, складной нож, ложки, вилки, две-три миски и кружки, открывалку для консервов, легкий туристский топорик.
  • Лекарства, употребляемые членами семьи по медицинским показателям регулярно (если инструкция не требует их хранения в холодильнике).

Еще одну сумку с таким комплектом неплохо бы хранить и в багажнике автомобиля.

Семейные документы и деньги следует хранить в определенном, легко доступном для вас месте. 

Определите, какая одежда может вам пригодиться, и подготовьте комплект одежды, и обуви для каждого члена семьи на случай ЧС - непромокаемую одежду и обувь для лета, теплую для зимы. Неплохо иметь палатку и спальные мешки. 

5. Не берите ничего лишнего

Однако помните: лучше взять с собой побольше еды, питьевой воды и медикаментов, два-три комплекта первой необходимости,  чем тащить барахло, которое окажется не так уж нужным в экстремальных условиях.

6. Заранее подготовьте место для оперативного сбора и хранения ценностей и реликвий, оставляемых вами при эвакуации

Допустим, в доме имеются вещи, которые для хозяев представляют большую ценность - например, семейные реликвии, - однако нагружаться ими при эвакуации было бы безрассудством. Как поступить?
Следует обзавестись герметичной тарой, чтобы иметь возможность быстро побросать такие предметы туда, а потом надеяться, что в ваше отсутствие эти вещи переживут бедствие. Однако в большинстве случаев непосредственной причиной увечий и гибели людей при ЧС является слишком долгая возня с имуществом, в то время как обстановка требует скорейшей эвакуации. Самое здравое решение - взять только предметы первой необходимости, а об остальном забыть. Во многих семьях хранятся предметы, которые действительно являются реликвиями, и гибель которых для семьи окажется катастрофой. Но, как правило, это вещи, хранящиеся в шкафах и извлекаемые оттуда изредка, чтобы полюбоваться. Если всерьез опасаетесь их гибели при каком-либо бедствии, то лучше сложите их в герметичный металлический сундук, а не держите в шкафу. Если живете в сельском доме, то лучше бы этому сундуку стоять в подвале - при ЧС это самое надежное место, где у него больше шансов уцелеть до вашего возвращения.

7. Будьте готовы принять тревожные сообщения

Готовьтесь к этому, как толь­ко получите первые тревожные предупреждения. Это монотонный вой, непрерывно длящийся от трех до пяти минут. Его значение таково: всем включить радио или телевизоры и настроить их на местную волну, чтобы получать сообщения о том, что происходит. 

8. Уточните личный план действий по угрожающей ЧС и проверьте Комплект  первой необходимости

Следя за новостями, прокрутите в голове ваш личный план чрезвычайного реагирования и прикиньте, как он может сработать при чрезвычайной ситуации, о которой говорится в сообщениях. Попутно проверьте комплектность вашего Комплекта первой необходимости и сообразите, какие еще вещи могут понадобиться.
Если СМИ передают инструкции от чрезвычайных служб, следуйте этим инструкциям, а собственный план сообразуйте с ними.

9. Получив тревожную информацию, не перегружайте линии связи

Если у вас имеется телефон, то при надвигающейся чрезвычайной ситуации постарайтесь не звонить по нему вашим родственникам, друзьям и знакомым. Если каждый постарается не быть одним из тысяч человек, забивших телефонные линии, то тысячи людей будут избавлены от участи быть торжественно похороненными как жертвы ЧС.
При чрезвычайной ситуации звоните по телефону лишь чрезвычайным службам, извещайте их о раненых, сообщайте о какой-либо новой чрезвычайной ситуации или ее угрозе.
Но ни в коем случае не надо праздных звонков.

10. В спокойной повседневной жизни обучайте и инструктируйте родных

Лучше, в спокойные минуты повседневной жизни, постарайтесь доходчиво проинструктировать своих родных и близких, какие опасности присущи местности, где они живут, и как им лучше вести себя при предупреждении властей и СМИ о приближении бедствия. В этом вам пригодятся и инструкции, изданные разнообразными чрезвычайными службами.
Мягко и настойчиво доводя до разума людей такие инструкции, вы рано или поздно добьетесь того, чтобы в минуты реальной опасности вам не пришлось никому звонить с предупреждениями. 

11. Не покидайте места жительства без крайней необходимости

При сообщениях о приближении бедствия никуда не выезжайте без совершенно крайней необходимости. Слишком много людей погибло в автомобилях, смытых потоками наводнения, попавших в клещи лесного пожара или пургу. Если вы все же вынуждены ехать, то в машине не врубайте кассетник с любимой музыкой, а включите радио. Ловите ново­сти. Если это возможно, настройте приемник на частоту радиостудии местных чрезвычайных служб.

12. Будьте осторожны, возвратившись в дом, находившийся в зоне ЧС

Не входите в дома. Возможно, что здание было повреждено при бедствии и обрушится вам на голову. Обязанность чрезвычайных служб - осмотреть здания в зоне ЧС и решить, могут ли люди в них возвращаться.

Если вы все же вынуждены войти в здание, ни при каких обстоятельствах не освещайте себе дорогу факелом или свечой. Не курите. 

Убедитесь, не пахнет ли газом или химикатами в доме или возле него. Почувствовав подозрительные запахи, известите чрезвычайные службы.

Держитесь подальше от порванных проводов (в том числе телефонных). Любой такой провод - источник смертельной опасности.

Не торопитесь употреблять ваши запасы продуктов - проверьте их: они могут оказаться зараженными (если не химикатами, то плесенью) или испорченными (например, если лежали в холодильнике, а электричество надолго вырубилось).

Не торопитесь употреблять водопроводную или колодезную воду. Обязательно следуйте инструкциям чрезвычайных служб насчет употребления воды или (если необходимо) ее обеззараживания.

Если вы оказались вблизи места, где ведутся спасательные работы, а вашей помощи там не требуется, уходите оттуда. 

Никуда не выезжайте, разве что в случае очень крайней необходимости. Дороги могут быть повреждены или завалены. Например, были случаи, когда надломленные ветром деревья обрушивались и раздавливали проезжающие автомобили, или же на дороге неожиданно образовывались глубокие провалы. Особенно опасны после стихийного бедствия мосты.

Если вам все же пришлось ехать, то соблюдайте максимальную осторожность и не разгоняйтесь. Наткнувшись по дороге на повреждения, представляющие опасность для автомобилистов, как можно скорее сообщите об этом чрезвычайным службам.

13. Убедитесь, что родные тоже в безопасности

Во время бедствия не надо пользоваться телефоном, однако как только будет официально объявлено, что самые трудные испытания позади, сразу же свяжитесь со своими родными. Не получая от вас известий, они могут обратиться в штаб ликвидации ЧС, и вас внесут в списки пропавших без вести. В итоге на ваше обнаружение будут затрачены время и силы, которых может не хватить на поиски тех, кому помощь остро необходима.

Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма

каз Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму», в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы акта терроризма и организации деятельности по противодействию его совершению, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма.

2. Государственным органам и местным исполнительным органам Республики Казахстан привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

3. Настоящий Указ вводится в действие после первого официального опубликования.

      Президент

      Республики Казахстан                       Н. НАЗАРБАЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ       

Указом Президента   

Республики Казахстан  

от 9 августа 2013 года № 611

ПРАВИЛА

организации и функционирования государственной системы

мониторинга информации и оповещения населения

о возникновении угрозы акта терроризма

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма.

2. Государственная система мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма – это совокупность органов управления, сил и средств центральных государственных и местных исполнительных органов, деятельность которых направлена на осуществление мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций, возникающих вследствие угрозы или совершения акта (актов) терроризма, установление уровней террористической опасности на территории Республики Казахстан, обеспечение своевременного доведения информации и сигналов оповещения об угрозе или совершении акта (актов) терроризма до государственных органов, организаций независимо от формы собственности и населения, в целях организации и исполнения мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) мониторинг информации о возникновении угрозы акта терроризма – систематический сбор и обработка информации относительно событий, происходящих в стране и за рубежом, на постоянной основе поступающей из центральных государственных и местных исполнительных органов, средств массовой информации и других источников открытого и закрытого характера в ситуационные центры, пункты управления, дежурные и диспетчерские службы уполномоченных государственных органов, в целях выявления признаков кризисных ситуаций, возникающих в различных регионах республики, а также на отдельных участках Государственной границы Республики Казахстан, вследствие совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма;

2) достоверная информация (фактические данные) о готовящемся или совершившемся акте (актах) терроризма – данные, соответствующие объективной реальности (фактам) о готовящемся или совершившемся акте (актах) терроризма.

2. Состав государственной системы мониторинга информации

и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма

      4. В состав государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма входят:

Генеральная прокуратура Республики Казахстан;

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;

Служба государственной охраны Республики Казахстан

Министерство иностранных дел Республики Казахстан;

Министерство обороны Республики Казахстан;

Министерство внутренних дел Республики Казахстан;

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

Министерство финансов Республики Казахстан;

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан;

Служба внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар»;

местные исполнительные органы;

Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан;

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан;

Служба центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 04.05.2014 № 814; от 29.08.2014 № 900; от 17.09.2014 № 911.

3. Порядок доведения информации о возникновении угрозы

или совершении акта (актов) терроризма до должностных лиц

государственных органов

      5. Информация о возникновении угрозы акта терроризма на постоянной основе принимается, обрабатывается ситуационными центрами, пунктами управления, дежурными и диспетчерскими службами государственных органов, указанных в пункте 4 Правил, в соответствии со своей компетенцией и незамедлительно передается через каналы связи в ситуационные центры Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Информация о возникновении угрозы совершения акта терроризма в отношении лиц или объектов, охраняемых Службой государственной охраны Республики Казахстан, полученная государственными органами, указанными в пункте 4 настоящих Правил, также незамедлительно передается в дежурную службу Службы государственной охраны Республики Казахстан.

При возникновении кризисных ситуаций в регионах Республики Казахстан вследствие совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма информация об обстановке незамедлительно передается аппаратами акимов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) и территориальными подразделениями центральных государственных органов в соответствии со своей компетенцией в территориальные органы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 5 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.05.2014 № 814.

6. Ситуационные центры Комитета национальной безопасности Республики Казахстан на постоянной основе осуществляют мониторинг поступившей информации о возникновении угрозы акта терроризма, прогнозирование международных кризисов и конфликтов, могущих затронуть национальные интересы, составляют регулярные оценки о развитии террористической угрозы с целью определения уровня террористической опасности (распространение, кризисные регионы республики, других государств, обнаружение уязвимостей в информационной сфере).

7. На основании достоверной информации о готовящемся или совершившемся акте (актах) терроризма, с учетом масштабов и степени общественной опасности, ожидаемых негативных последствий и характера акта терроризма, затрагивающего территорию государства или его отдельные регионы, руководители ситуационных центров Комитета национальной безопасности Республики Казахстан незамедлительно информируют об уровне террористической опасности Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

4. Порядок установления уровней террористической опасности

на территории Республики Казахстан и оповещения населения

о возникновении угрозы акта терроризма

      8. На всей территории или территории регионов и населенных пунктов Республики Казахстан могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:

умеренный («желтый») – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;

высокий («оранжевый») – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма;

критический («красный») – при наличии информации о совершенном акте терроризма, а также подтвержденной информации о возможном совершении повторного акта (актов) терроризма или одновременных террористических атак на объекты, уязвимые в террористическом отношении.

9. Уровень террористической опасности подлежит отмене, если в результате принятых мер устранена угроза террористической опасности.

10. Решение об установлении, изменении или отмене умеренного («желтого») и высокого («оранжевого») уровней террористической опасности на территории отдельных регионов и населенных пунктов Республики Казахстан незамедлительно принимает начальник территориального органа Комитета национальной безопасности по согласованию с акимом области, города республиканского значения, столицы с обязательным информированием о принятом решении Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (или лица, его замещающего) и членов областного, города республиканского значения, столицы оперативных штабов по борьбе с терроризмом.

11. В целях своевременного развертывания республиканского, областного, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативных штабов по борьбе с терроризмом в  зависимости от установленного уровня террористической опасности применяются единый сигнал оповещения и соответствующие алгоритмы приведения сил и средств государственных органов, входящих в их состав, к боевому применению, определяемые совместными нормативными правовыми актами Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Службы государственной охраны Республики Казахстан, Министерства обороны Республики Казахстан, а также иных государственных органов, участвующих в пределах своей компетенции в противодействии терроризму.

Сноска. Пункт 11 в редакции Указа Президента РК от 04.05.2014 № 814.

12. Срок, на который устанавливается умеренный («желтый») или высокий («оранжевый») уровень террористической опасности на территории отдельных регионов и населенных пунктов Республики Казахстан, границы территории, в пределах которой устанавливается уровень террористической опасности, и перечень мер, предусмотренных пунктом 15настоящих Правил, определяются начальником территориального органа Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по согласованию с акимом области, города республиканского значения, столицы, если Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (или лицом, его замещающим) не принято иное решение.

13. Решение об установлении, изменении или отмене умеренного («желтого»), высокого («оранжевого») уровней террористической опасности на всей территории Республики Казахстан, критического («красного») уровня террористической опасности как на территории отдельных регионов и населенных пунктов Республики Казахстан, так и на всей ее территории принимает Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (или лицо, его замещающее). Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (или лицо, его замещающее) определяет срок, на который устанавливаются указанные уровни террористической опасности, границы территории, в пределах которой они устанавливаются, и перечень мер, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

14. Оповещение населения об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности и сроке, на который он устанавливается, а также о границах территории, в пределах которой он устанавливается, объектах, уязвимых в террористическом отношении, объектах транспорта, подвергшихся террористической опасности, мерах, предпринимаемых компетентными государственными органами по ее устранению, действиях гражданского населения в кризисных ситуациях осуществляется Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан и его территориальными органами совместно с Министерством культуры и спорта Республики Казахстан, Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерством внутренних дел Республики Казахстан, местными исполнительными органами, Службой центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан через средства массовой информации и сеть телекоммуникаций, а именно:

сети телерадиовещания в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2012 года № 1112 «Об утверждении Правил использования сетей телерадиовещания для оповещения населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка»;

интернет-ресурсы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и государственных органов;

сотовую связь в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи»;

периодические печатные издания.

Информация об уровне террористической опасности может быть также наружной (визуальной) и размещаться в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов на объектах массового скопления людей.

Мероприятия по размещению наружной (визуальной) информации об уровне террористической опасности проводятся местными исполнительными органами за счет средств местного бюджета.

Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 17.09.2014 № 911.

15. В соответствии с установленным уровнем террористической опасности государственными органами, задействованными в организации деятельности республиканского, областного, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) оперативных штабов по борьбе с терроризмом, а также местными исполнительными органами принимаются, в соответствии со своей компетенцией, следующие меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:

1) при «желтом» уровне террористической опасности:

мероприятия по проверке информации о возможном совершении акта терроризма;

уточнение расчетов имеющихся у территориальных государственных органов и местных исполнительных органов сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий актов терроризма, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;

оценка возможностей государственных организаций здравоохранения по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате акта терроризма может быть причинен физический вред;

инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;

выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на магистральных железнодорожных сетях, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, в местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;

усиление режимных мер в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;

осуществление проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование объектов, уязвимых в террористическом отношении, и мест массового скопления людей в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;

информирование населения о возможной угрозе совершения акта терроризма и необходимых действиях;

2) при «оранжевом» уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении «желтого» уровня террористической опасности):

активизация мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также объектах, уязвимых в террористическом отношении, лиц, причастных к подготовке и совершению актов терроризма;

усиление контроля за соблюдением гражданами Республики Казахстан, в том числе должностными лицами, Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1427, в пределах территории, на которой установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранцами и лицами без гражданства порядка временного пребывания или постоянного проживания в Республике Казахстан, въезда в Республику Казахстан, выезда из Республики Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;

проведение подготовительных мероприятий по практическому применению сил и средств, привлекаемых для устранения угрозы акта терроризма;

проверка готовности персонала и подразделений объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению акта терроризма и спасению людей;

определение мест, пригодных для временного размещения людей, перемещенных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима антитеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;

приведение в состояние режима повышенной готовности: транспортных средств – к эвакуации людей; государственных организаций здравоохранения – к приему лиц, которым в результате акта терроризма может быть причинен физический и моральный ущерб;

приведение в состояние готовности приданных оперативным штабам сил и средств для проведения антитеррористической операции;

усиление охраны объектов, уязвимых в террористическом отношении;

усиление контроля за передвижением транспортных средств на территории, где установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ;

3) при установлении «красного» уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении «желтого» и «оранжевого» уровней террористической опасности):

перевод соответствующих государственных организаций здравоохранения в чрезвычайный режим;

создание пунктов временного размещения людей, перемещенных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима антитеррористической операции, создание в безопасных зонах пунктов временного размещения лиц, пострадавших от акта (актов) терроризма, организация подвоза имущества для жизнеобеспечения людей (питание, одежда и другое имущество);

принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований.

По решению руководителя республиканского, областного, города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) оперативного штаба по борьбе с терроризмом при «оранжевом» и «красном» уровнях террористической опасности могут применяться меры, предусмотренные статьей 15-1 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму».

16. Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и границах территории, в пределах которой он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.

Положение об антитеррористической комиссии

1. Общие положения

1. Антитеррористическая комиссия при акимате

Южно-Казахстанской области (далее - антитеррористическая комиссия) является консультативно-совещательным органом, осуществляющим координацию деятельности территориальных подразделений центральных государственных органов и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма. 2. Антитеррористическая комиссия реализует решения Антитеррористического центра Республики Казахстан в пределах

Южно-Казахстанской области. 3. Правовую основу деятельности антитеррористической комиссии составляют Конституция Республики Казахстан, конституционные законы, законы, акты Президента Республики Казахстан и иные нормативные правовые акты, а также настоящее Положение.

2. Основные задачи, функции и полномочия

антитеррористической комиссии

4. Основными задачами антитеррористической комиссии являются: 1) участие в реализации на территории

Южно-Казахстанской области государственной политики в сфере противодействия терроризму, а также подготовка предложений Антитеррористическому центру Республики Казахстан по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в этой сфере; 2) координация деятельности территориальных подразделений центральных государственных органов и органов местного самоуправления, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма; 3) разработка мер по профилактике терроризма, устранению причин и условий, способствующих проявлению терроризма, обеспечению защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма, осуществление контроля за реализацией этих мер; 4) решение иных задач, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму. 5. В соответствии с основными задачами на антитеррористическую комиссию возлагаются следующие функции: 1) планирование и проведение мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма с учетом складывающейся ситуации в Южно-Казахстанской области; 2) мониторинг, оценка и прогнозирование политических, социально-экономических, религиозных и иных процессов в Южно-Казахстанской области оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму; 3) координация взаимодействия территориальных подразделений центральных государственных органов, органов местного самоуправления, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, в сфере профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации его последствий; 4) выявление и устранение причин и условий, негативно влияющих на согласованность деятельности территориальных подразделений центральных государственных органов, органов местного самоуправления, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, в сфере профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации его последствий; 5) решение вопросов финансового, материально-технического, кадрового, информационного и иного обеспечения государственных органов в сфере профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации его последствий; 6) заслушивание отчета аппарата антитеррористической комиссии по вопросам исполнения решений антитеррористической комиссии; 7) координация деятельности нижестоящих комиссий, оказание практической и методической помощи по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма; 8) изучение состояния, анализ проблем, выработка мероприятий по улучшению антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении; 9) организация взаимного обмена между территориальными подразделениями центральных государственных органов, органами местного самоуправления, исполнительными органами, финансируемыми из местного бюджета, входящими в состав антитеррористической комиссии, информацией по вопросам противодействия терроризму; 10) осуществление сотрудничества в разработке и согласованном осуществлении мер подготовки и повышения квалификации кадров в сфере профилактики терроризма; 11) подготовка предложений по разработке, утверждению, внесению изменений и дополнений в перечни объектов, уязвимых в террористическом отношении в Южно-Казахстанской области; 12) осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму. 6. Для осуществления своих задач антитеррористическая комиссия имеет право: 1) давать рекомендации в пределах своей компетенции, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности территориальных подразделений центральных государственных органов, органов местного самоуправления, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) разрабатывать проекты планов и программ антитеррористической деятельности;

3) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от должностных лиц государственных органов и организаций по вопросам профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации его последствий; 4) привлекать для участия в работе антитеррористической комиссии должностных лиц территориальных подразделений центральных государственных органов, органов местного самоуправления, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, а также представителей организаций (по согласованию).

3. Состав антитеррористической комиссии

7. Председателем антитеррористической комиссии по должности является аким Южно-Казахстанской области. 8. Председатель антитеррористической комиссии: 1) председательствует на ее заседаниях; 2) утверждает согласованный с Антитеррористическим центром Республики Казахстан план антитеррористической комиссии на соответствующий год; 3) информирует руководителя Антитеррористического центра Республики Казахстан о работе антитеррористической комиссии. 9. Начальник территориального органа Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Южно-Казахстанской области является заместителем председателя антитеррористической комиссии. 10. В персональный состав антитеррористической комиссии в зависимости от их нахождения на территории Южно-Казахстанской области могут включаться руководители территориальных подразделений центральных государственных органов, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, представители органов местного самоуправления. 11. По решению председателя антитеррористической комиссии в состав комиссии могут включаться иные должностные лица государственных органов и организаций по согласованию с соответствующими органами. По представлению акима Южно-Казахстанской области персональный состав антитеррористической комиссии утверждается маслихатом Южно-Казахстанской области.

4. Организация работы антитеррористической комиссии

12. Антитеррористическая комиссия осуществляет свою деятельность при координации Антитеррористического центра Республики Казахстан, во взаимодействии с территориальными подразделениями центральных государственных органов, органами местного самоуправления, исполнительными органами, финансируемыми из местного бюджета, организациями независимо от формы собственности и общественными объединениями. 13. Антитеррористическая комиссия строит свою работу во взаимодействии с оперативным штабом Южно-Казахстанской области по борьбе с терроризмом. 14. Антитеррористическая комиссия осуществляет свою деятельность на плановой основе. 15. Антитеррористическая комиссия информирует Антитеррористический центр Республики Казахстан по итогам своей деятельности за каждое полугодие. Отчетная информация о деятельности антитеррористической комиссии (копии протоколов заседаний, справочных, информационно-аналитических материалов и т.д.) направляется в рабочий орган Антитеррористического центра Республики Казахстан по установленным Антитеррористическим центром Республики Казахстан форме и срокам на бумажном и электронном носителях. 16. Заседания антитеррористической комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости по решению председателя антитеррористической комиссии могут проводиться ее внеочередные заседания. 17. Члены антитеррористической комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов. В случае невозможности присутствия члена антитеррористической комиссии на заседании об этом заблаговременно письменно извещается председатель антитеррористической комиссии и предлагается кандидатура представителя соответствующего территориального подразделения центрального государственного органа, органа местного самоуправления, исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, для его замены. Указанный представитель после согласования с председателем антитеррористической комиссии может присутствовать на ее заседании с правом совещательного голоса. Заседание антитеррористической комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. 18. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов членов антитеррористической комиссии голос председателя комиссии является решающим. 19. Решение антитеррористической комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем антитеррористической комиссии. 20. Руководители территориальных подразделений центральных государственных органов, органов местного самоуправления, исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, входящие в состав антитеррористической комиссии, могут в соответствии с законодательством Республики Казахстан принимать акты (совместные акты) для реализации решений антитеррористической комиссии. 21. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористической комиссии осуществляется отделом аппарата акима области.

Руководителем аппарата антитеррористической комиссии – является по должности руководитель отдела аппарата акима области.

К работе в аппарате антитеррористической комиссии по согласованию могут привлекаться должностные лица территориальных подразделений центральных государственных органов, входящих в состав антитеррористической комиссии. 22. Аппарат антитеррористической комиссии: 1) разрабатывает проект плана работы антитеррористической комиссии; 2) обеспечивает подготовку и проведение заседаний антитеррористической комиссии; 3) обеспечивает деятельность антитеррористической комиссии по контролю за исполнением ее решений; 4) анализирует информацию об общественно-политических, социально-экономических и иных процессах в Южно-Казахстанской области, оказывающих влияние на развитие ситуации в сфере профилактики терроризма, вырабатывает предложения антитеррористической комиссии по устранению причин и условий, способствующих его проявлению; 5) обеспечивает взаимодействие антитеррористической комиссии с рабочим органом Антитеррористического центра Республики Казахстан; 6) организует и координирует деятельность аппаратов нижестоящих

антитеррористических комиссий; 7) обеспечивает деятельность антитеррористической комиссии области по координации и контролю работы антитеррористических комиссий районов, городов областного значения; 8) осуществляет делопроизводство антитеррористической комиссии.

Памятка населению по предупреждению актов терроризма

Будьте наблюдательны! Только вы способны своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних в вашем подъезде, дворе, улице.

Будьте бдительны! Обращайте внимание на поведение окружающих, наличие бесхозных и не соответствующих обстановке предметов.

Обеспечьте безопасность собственного дома: установите железную дверь с домофоном в подъезде, ежедневно проверяйте закрытие подвалов, чердаков и технических помещений.

Не делайте вид, что ничего не замечаете при опасном поведении попутчиков в транспорте! Вы имеете полное право на безопасность перемещения в транспорте.

Никогда не принимайте на хранение или для передачи другому лицу предметы, даже самые безопасные.

Обнаружение подозрительного предмета в безлюдном месте не должно ослабить вашу осторожность. Злоумышленник мог попросту бросить его, испугавшись чего-либо.

Даже если у вас имеется личный опыт общения со взрывчатыми веществами, не пытайтесь прикасаться к ним. Самодельные взрыватели бывают сверхчувствительными и изощрённо хитроумными.

Не приближайтесь, а тем более, не прикасайтесь к подозрительному предмету, это может стоить вам жизни.

Научите своих детей мерам безопасности: не разговаривать на улице, не садиться в машины и не открывать дверь незнакомым людям, не подбирать бесхозные игрушки, не прикасаться к находкам и т.п.

Памятка населению

при обнаружении подозрительных лиц

Признаки, свидетельствующие о планировании или подготовке акта терроризма:

1) неоднократное появление подозрительных лиц в окружении здания, где вы работаете (часто посещаете), или во дворе домапроведение фото и видеосъемки, а также записей в блокнот;

2) попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов и уклониться от камер видеонаблюдения (опустил голову, отвернулся, прикрыл лицо);

3) проникновение в подвалы и на чердаки зданий лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

4) необоснованное вступление незнакомцев в контакт с охранниками и обслуживающим персоналом административных и жилых зданий, выведывание у них сведений о режиме работы, мерах по обеспечению безопасности и т.д.;

5) поиск посторонними лицами людей, готовых за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки).

В случае обнаружения подозрительных лиц необходимо выполнить следующие действия:

1) Не принимать самостоятельных попыток к задержанию;

2) Незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы;

3) Не привлекая внимания, зафиксировать количество лиц, точные приметы внешности, одежды и имеющихся при них предметов, марки и номера используемых автомобилей, направление движения.

Памятка населению

при обнаружении подозрительных предметов

Знайте: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

Признаки, свидетельствующие о взрывоопасности обнаруженного предмета:

1) наличие неизвестного свертка или какого-либо предмета у машины, на лестнице, в квартире и т.д.;

2) чужая сумка, портфель, коробка, какой-либо предмет; необычное размещение обнаруженного предмета у машины, дверей квартиры, в подъезде;

3) натянутая проволока, шнур, видимые снаружи предметов провода, источники питания или изолирующая лента;

4) шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, часового механизма, низкочастотные шумы).

Если Вы обнаружили подозрительный предмет, не оставляйте этот факт без внимания:

1)    в общественном транспорте:

- опросите людей, находящихся рядом и постарайтесь установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или кто мог его оставить;

- если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю или кондуктору.

  1. в подъезде своего дома:

- опросите соседей, возможно, предмет принадлежит им. Если владелец не установлен немедленно сообщите о находке в правоохранительные органы (тел.102, 112).

3) на улице, парке и т.д.:

- осмотритесь вокруг, если есть возможность, попытайтесь, установить хозяина. Если он не установлен, немедленно сообщите о находке в правоохранительные органы (тел.102, 112);

- постарайтесь оградить или на удаленном расстоянии не допустить посторонних к предмету. По прибытию сотрудников правоохранительных органов передайте информацию о времени обнаружения предмета.

4) в учреждении, организации:

- немедленно сообщите о находке сотруднику охраны или администрации объекта.

Не предпринимайте самостоятельных действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам, разрушениям.

Категорически запрещается:

- вскрывать, сдвигать с места, поднимать, переносить предмет, брать в руки;

- класть предмет в карманы, портфель, сумку и т.п.;

- закапывать в землю или бросать их в водоемы;

- обрывать или тянуть отходящие от предметов проволоку или провода, предпринимать попытки их обезвредить;

- пользоваться обнаруженными незнакомыми предметами;

- пользоваться в непосредственной близости от предмета радио- и электроаппаратурой, сотовыми телефонами.

Памятка населению,

оказавшемуся в зоне взрыва либо под обломками конструкций зданий

в результате срабатывания взрывного устройства 

Если Вы оказались в зоне взрыва, остаетесь в сознании и в состоянии двигаться, то в первую очередь, должны передвигаться туда, где нет дыма и огня.

Если Вы не пострадали при взрыве, а рядом имеются пострадавшие, оцените их состояние: есть ли пульс, находится ли человек в сознании. Ни в коем случае не пытайтесь привести его в чувство с помощью нашатыря. Потеря сознания – это защитная реакция организма на внешнее воздействие. Тщательно прощупайте его кости, при отсутствии у пострадавшего  переломов уложите его на бок. В положении на спине он может захлебнуться рвотными массами, на животе – задохнуться. При артериальном кровотечении (кровь алая, бьет фонтаном) рану нужно как можно быстрее заткнуть хотя бы пальцем, а потом перевязать ремнем, веревкой, поясом место выше раны.

Если Вы находитесь под обломками конструкций здания постарайтесь успокоится. Дышите глубоко и ровно. Настройтесь на то, что спасатели Вас спасут. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если Вы находитесь глубоко под обломками здания, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения Вас эхопеленгатором.

В замкнутом пространстве не зажигайте огонь. Берегите кислород.

Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. Если у Вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичи и т.п.) укрепите потолок от обрушения и ждите помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой камешек и сосите его, дыша носом.

Памятка населению

по действиям в случае захвата в заложники 

Каждый конкретный случай взятия заложников своеобразен и отличается от других.

Вместе с тем, если Вы оказались в заложниках:

1) по возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте;

2) если Вас связали или закрыли глаза, попытайтесь расслабиться, дышите глубже;

3) подготовьтесь физически, морально и эмоционально к возможному суровому испытанию. При этом помните, что большинство случаев захвата людей, заложники оставались в живых. Будьте уверены, что специальные и правоохранительные органы уже предпринимают профессиональные меры для Вашего освобождения;

4) не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;

5) запомните как можно больше информации о террористах. Целесообразно установить их количество, степень вооружения, составить максимально полный словесный портрет, обратив внимание на характерные особенности внешности, телосложения, акцента и тематики разговоров, темперамента, манер поведения и др. Подробная информация поможет впоследствии в установлении личностей террористов;

6) по различным признакам постарайтесь определить место своего нахождения (заточения);

7) по возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих похитителей, т.е. в местах большей безопасности в случае, если будут предприняты активные меры по Вашему освобождению (штурм помещения, огонь снайперов на поражение преступников и др.);

8) в случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке;

9) не возмущайтесь, если при штурме и захвате с Вами могут поначалу (до установления Вашей личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Вас могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Отнеситесь с пониманием к тому, что в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.

Взаимоотношения с похитителями:

1) не оказывайте агрессивного сопротивления, не делайте резких и угрожающих движений, не провоцируйте террористов на необдуманные действия;

2) по возможности избегайте прямого зрительного контакта с похитителями;

3) с самого начала (особенно первые полчаса) выполняйте все приказы и распоряжения похитителей;

4) займите позицию пассивного сотрудничества. Разговаривайте спокойным голосом. Избегайте выражений презрения, вызывающего враждебного тона и поведения, которые могут вызвать гнев захватчиков;

5) ведите себя спокойно, сохраняйте при этом чувство собственного достоинства. Не высказывайте категоричных отказов, но не бойтесь обращаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаетесь;

6) при наличии у Вас проблем со здоровьем, которые в ситуации сильного стресса могут проявиться, заявите об этом в спокойной форме захватившим Вас людям. Постепенно, с учетом складывающейся обстановки, можно повышать уровень просьб, связанных с улучшением вашего комфорта.

При длительном нахождении в положении заложника:

1) не допускайте возникновения чувства жалости, смятения и замешательства. Мысленно подготовьте себя к будущим испытаниям. Сохраняйте умственную активность;

2) избегайте возникновения чувства отчаяния, используйте для этого внутренние ресурсы самоубеждения;

3) думайте и вспоминайте о приятных вещах. Помните, что шансы на освобождение со временем возрастают. Будьте уверены, что сейчас делается все возможное для Вашего скорейшего освобождения;

4) постоянно находите себе какое-либо занятие (физические упражнения, чтение, жизненные воспоминания и т.д.). Установите суточный график физической и интеллектуальной деятельности, выполняйте дела в строгом методическом порядке;

5) для поддержания сил ешьте все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита. Отдайте себе отчет в том, что потеря аппетита и веса являются нормальными явлением в подобной экстремальной ситуации.

Сохранение психологической устойчивости  - одно из важнейших условий спасения заложника. Здесь хороши любые приемы и методы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживаний, позволяющие сохранить ясность мыслей, адекватную оценку ситуации. Полезно усвоить следующие правила:

1) делайте доступные в данных условиях физические упражнения, как минимум, напрягайте и расслаб­ляйте поочередно все мышцы тела;

2) очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию, они помогут держать свою психику под контролем;

3) вспоминайте про себя прочитанные книги, стихи, песни, последовательно обдумывайте различные отвлеченные проблемы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш ум должен работать;

4) если есть такая возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если текст совершенно вам не интересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок;

5) старайтесь относиться к происходящему с Вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия - три Ваших главных врага, все они - внутри Вас.

Памятка по действиям населения

при получении информации об эвакуации

Если информация о начале эвакуации застала Вас дома:

1) оденьтесь по погоде, возьмите документы, деньги, ценности;

2) отключите электричество, газ, воду, погасите в печи (камине) огонь;

3) окажите помощь в эвакуации пожилым и тяжелобольным людям;

4) закройте входную дверь на замок;

5) отойдите от здания и выполняйте команды эвакуатора, возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Если информация об эвакуации застала Вас на рабочем месте:

1) без спешки и паники уберите рабочие документы в сейф или закрывающийся на ключ ящик стола;

2) возьмите с собой личные вещи, документы, ценности;

3) выключите оргтехнику, электроприборы, свет;

4) закройте дверь на ключ и двигайтесь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;

5) отойдите от здания и выполняйте команды руководителя эвакуацией.

Инфографика




Статьи

Нормативная база

Войти или Зарегистрироваться